Я подкастер
Главная » Философия подкастинга

Автор просит критики!

11 января 2013 Один комментарий

2add9e562bВ 5-ом номере аудио журнала блога «Я-подкастер» была представлена новая рубрика «Автор просит критики». Зачем она нужна, кому и почему? Давайте разбираться.

Начнем с того, что подкастинг на данный момент времени является для абсолютного большинства авторов просто хобби. Подходят к этому хобби по разному – кто-то старается сделать свои передачи похожими на радио, кто-то откровенно плюет на все правила и традиции и выдает на гора нечто, что и подкастом не назовешь.

Если Вам, уважаемый коллега, хочется повысить уровень качества своих творений, то советую остаться. Если же Вы относите себя ко второй категории – экспериментаторов вся и везде – дальше можете не читать. Хотя помните, что при таком подходе Вы можете стать героем комментария Алексея Рубцова, цитата:

«моя позиция такая: встретил очередное УГ, которое автор не пытается улучшить, помощи не просит, забуду и пройду мимо. Значит, автор так задумал, УГ умрет само.»

И практика подтверждает слова Алексея на 96%, но об этом ниже. А пока начнем с простого. Давайте, на примере условного  товара рассмотрим его путь от задумки до клиента. Путь этот можно разбить на несколько основных составляющих:

1. Задумка – её, как правило, рождает мозг (воспаленный или нет – по разному) одного человека. Который, по сути, является её автором.

2. Задумка поступает в технический отдел, где изготавливают макет или действующий образец и плюс к этому массу различных чертежей и документации прописывая весь технологический процесс.

3. Воплощенная в образец задумка поступает на испытания, где специальные люди её испытывают разнообразными и, порой, изощренными способами.

4. После испытаний изготавливается пробная партия для распространения среди клиентов.

5. После распространения пробной партии собирается информация о разных замечаниях по качеству, удобству и другим характеристикам изделия. После чего вносятся корректировки в производственный процесс и товар запускается в серию.

Некоторые могут сказать, что приведенная выше схема может относиться только к физическому товару, а подкаст изначально обитает в духовных ипостасях. Но радио тоже духовно и тем не менее существуют целые университеты изучающие его, как в целом, так и в составляющих.

Давайте представим, как можно перенести приведенную выше  схему применив её к подкастингу? А вот как:

1. Автор подкаста придумал подкаст-ленту – её концепцию (тему, звуковое и визуальное оформление).

2. Далее он собирает и подготавливает необходимые для её записи файлы (отбиви, подсейф) и аппаратуру (микрофоны-диктофоны).

3. Записывает  несколько пробных подкастов  в которых пытается раскрыть свою концепцию и задумку. И отсылает эту пробу своим друзьям, знакомым, родственникам, а лучше всего – практикующим подкастерам с просьбой послушать и высказать замечания по специально разработанной для этого системе критериев.

4 — 5. После полученного опыта вносит в свой подкаст поправки и идет на подкаст-терминалы.

Вариант, конечно, более идеализированный, но если не стремиться к идеалу, зачем тогда начинать?

Согласитесь, что в данном случае вероятность наломать дров в первом же публичном выпуске резко уменьшается. Тем самым уменьшается вероятность записав пять или десять выпусков и не получив обратной связи о результатах своей работы, а это сплошь и рядом, уйти из подкастинга навсегда. И мы знаем, опираясь на статистику подкаст-терминала Рпод, что подавляющее большинство подкаст-лент не переступило границу в 10-ть выпусков – около 96% от всего выпущенного количества.

Но как воплотить данную схему в жизнь, спросите Вы? Давайте разбираться.

Если пункты 1-й и 2-й понятны и зависят только от автора, а совмещенный в нашем случае пункт 4-5 используется всеми и сразу, то пункт №3 вызывает массу вопросов и рассуждений.

Во-первых, многим кажется, что подкастинг это что-то такое, где можно смело материться (типа взрослый и крутой), пошлить (ведь темы ниже пояса такие «интересные») и делать ещё много других глупостей.

Как свидетельствует один комментарий принадлежащий Emaster, цитата:

«Однако, на мой взгляд, достаточно большое количество подкастов делается «по приколу»/"for fun". Отсюда непродуманный план передачи, а то и просто гон в микрофон (этим грешен) и не очень качественная постобработка.»

Во-вторых, возникает вопрос – а судьи кто?

Критик

И  достойны ли они судить мое, такое родное и дорогое мнение индивидуума, которое я соблаговолил донести до своих слушателей. И если на мнение родственников можно не обратить внимание, друзей послать подышать воздухом или в библиотеку за знаниями, дабы хоть как-то дорасти до наших мыслей, то ко внешним, а тем более практикующим авторам, имеющих свой вес и авторитет, так не подойдешь. А если им физиологически противна придуманная Вами тема, что тогда?

Кстати, в подкастинге обратная связь достаточно слаба и получить комментарий новичку бывает подчас весьма сложно.  Это происходит и по техническим моментам –я, например, прослушивая подкаст в машине на мп3 магнитоле просто физически не отправлю комментарий, а придя домой просто забуду это сделать — ,так и по по причине человеческой лени слушателя — прослушал да и ладно)))

И вот возникает третий, самый сложный вопрос – а по каким критериям можно критиковать подкаст? Ведь если есть критерии понятные каждому, то, во-первых, можно свериться с ними самому, а, во-вторых, мнение разных людей не будет особо кардинально отличаться по одному вопросу.

Подняв данную тему в аудио журнале блога я, в качестве первого блина, предложил коллегам на растерзание свой подкаст «Михайловы посиделки». Сразу скажу, что до определенного времени все шло ни шатко ни валко. Многие так ничего и не ответили на мою просьбу. Многие просто отказались критиковать (по разным причинам и я их в этом ни сколько не виню). Хотя мнения высказывались весьма разные (как на задумку в целом, так и на критику МП в частности).

Бидструп, Херлуф - Альбом карикатур_182

И тут пришел он – профи своего дела. Нет, нет! Конечно не такой критик, как на карикатуре Х.Битструпа))) А наш, весьма известный среди подкастеров критик лесного кинотеатра – Ёжик Лисичкин (Евгений Скобликов, «Журнал КиноЁж). И принес с собой главное – критерии критики подкастов. Причем все обосновал и на примере показал. Его речь можно услышать в 6-ом выпуске аудио журнала. Здесь же приведем главное.

Критерии критики подкастов по версии Ёжика Лисичкина:

1. Слушабильность голоса – параметр определяющий общее впечатление от голоса автора подкаста (от «совсем не подходит» до «самое то»)

2. Качество звука – параметр чистоты и правильной обработки звукового файла. Состоит из общего впечатления от использованной аппаратуры и софта вкупе.

3. Контент – параметр определяющий наполнение подкаста соответственно заявленной теме.

4. Регулярность – параметр выхода подкаста на терминалах

5. Польза от подкаста – параметр определяющий приносит ли подкаст пользу от его прослушивания (как практическую – советы, примеры, разборы, так и эмоциональную. Например, поднимает настроение)

Вот такие, основные критерии к которым я бы добавил ещё один – «осуществление задуманной  концепции в целом». То есть совокупный фактор характеризующий подкаст в целом. Например, для подкаста «Михайловы посиделки», на мой взгляд он составил бы 4- .

Конечно, можно разбивать каждый критерий на какие-то составляющие создав тем самым целую систему, но, думаю, это будет лишним. Поэтому предлагаю взять эти 6-ть пунктов за основу.

Если у Вас, уважаемый коллега-подкастер, есть что добавить – милости прошу писать на почту ipodcaster@yandex.ru

Похожие записи



Один комментарий »

  • Alexey Rubtsov пишет:

    Что не стоит делать, так это наседать на родственников и близких знакомых с просьбами послушать и поделиться впечатлением. Интересующихся подкастингом и вообще аудиалов мало. Редко так бывает, что рядом с вами появится поклонник вашего таланта. Близкий человек не откажет, но как правило объективного отзыва вы не получите. Достаточно однажды уведомить о своем увлечении.

    Среди моих слушателей есть только один близкий знакомый. Причем этот человек никакие другие подкасты кроме моего не слушает. Есть наоборот, вполне знакомые с подкастингом, но не слушающие меня, им не интересно. Смиритесь, интересы даже очень близких людей могут отличаться от ваших.

    Стоит попросить известного вам и уже более-менее популярного подкастера оценить ваше творчество. Только не приставайте сразу после первого записанного подкаста, попытайтесь сделать выводы на собственном опыте. На это должно уйти не менее пары десятков записанных подкастов.

Оставьте свой комментарий

Помните о правилах блога. Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.