Я подкастер
Главная » В тему

Рунетология — подкаст или ...?

17 ноября 2012 Комментариев нет

Сегодня, в рубрике «В тему» хочу представить вам статью опубликованную на сайте LifeHacker и рассказывающую о том, как делается программа «Рунетология» выходящая на сайте ПодФМ. В статье детально изложены все ступени подготовки от поиска гостей до выхода на интернет площадках.

А вопрос в заголовке не случаен — подкаст, это профессиональное аудио шоу или все таки авторский контент?

Рунетология: как делается один из популярнейших подкастов Рунета

Данный пост написан редакцией «Рунетологии».

Пару недель назад аналитической аудиопередаче о веб-бизнесе «Рунетология» исполнился год. В юбилейном выпуске мы пообещали осветить все подробности того, как программа появляется на свет.

Подготовка Рунетологии — это комплексная редакционная работа, которая сопряжена с решением множества задач. По этому критерию Рунетология мало чем отличается от серьезной радиопрограммы. В создании программы каждого выпуска обычно участвуют четыре человека. Это ведущий Максим Спиридонов, который также выполняет функцию шеф-редактора; редактор Александр Рай; звукорежиссер и монтажер Юрий Берингов. Четвертой в этой команде всегда оказывается девушка-диктор, которая начитывает досье гостя и новости. Долгое время эту задачу выполняла Илона Грошева, сейчас новости поочередно читают Любовь Зайцева (которая с недавних пор начала выполнять обязанности помощника редактора) и Софья Арендт.

Обычно подготовка к передаче занимает около 3-4 дней, а на запись и пост-обработку уходит еще 1-2 дня. Получается, что цикл подготовки к одной программе — около недели. Опишем этот процесс конкретнее.

1. Поиск гостей

Каждый выпуск начинается с поиска и приглашения эксперта. На выбор редакции влияет как профессиональная карьера гостя и актуальность тем, которые можно с ним обсудить, так и его спикерские качества.

Редакционный документ в Google Docs «Потенциальные эксперты»

Для координации всех моментов, связанных с гостями, у нас есть редакционный документ — таблица в GoogleDocs с недвусмысленным названием «Потенциальная эксперты». Туда заносятся не только все наиболее очевидные и любопытные претенденты на роль эксперта Рунетологии и найденные способы коммуникации с ними, но и вообще все мысли по поводу тем будущих выпусков и гостей, над приглашением которых нужно подумать. Это, пожалуй, важнейший редакционный файл — информация о будущих выпусках программы появляется сначала именно в нем.

Иногда гость и сам выходит на контакт с редакцией. Возможность и целесообразность участия таких кандидатур обычно пристально рассматривается и обсуждается на редакционном уровне.

2. Коммуникация с гостями

Гости планируются примерно на две-три недели вперед. Обычно первоначальная коммуникация проходит на уровне электронной почты, а затем по телефону или Skype.

Правда, когда речь идет о крупных компаниях с развернутой структурой менеджмента, писать куда-либо чаще всего попросту не имеет смысла. Проще сразу звонить и выходить на контакт с пресс-службой. Если и это невозможно, то мы пробуем пригласить эксперта лично, например, в рамках какой-нибудь конференции. Так, несколько предварительных договоренностей было достигнуто на прошедшем в апреле РИФе.

3. Подготовка к выпуску

Это наиболее динамичная фаза подготовки программы. Она включает в себя различные совещания (как с гостем, так и на редакционном уровне), разработку вопросов и тезисов беседы, создание и согласование досье эксперта, а также поиск, отбор и создание текстов наиболее интересных новостей недели.

Окно Системы управления проектами «Ройбер» (прим. нем. Der Räuber — разбойник)

Каким образом выстроена редакционная коммуникация? Рунетология в этом смысле — дитя глобализации: ведущий обычно находится в Германии (но иногда в Москве, Петербурге или, вообще в Сибири — Максим часто в разъездах, что, однако, не мешает выдерживать жесткий график еженедельной записи), редактор — в Москве, звукорежиссер — в Севастополе. Поэтому уместны все способы взаимодействия — начиная от внутренней Системы управления проектами (там создаются задания, ведутся дискуссии по выпуску, публикуются материалы для ведущего, а также все тексты для диктора), заканчивая Skype (с помощью которого проводятся совещания) и электронной почтой.

Еще один немаловажный момент — материалы к программе, которые собирает редактор. Это выступления будущего гостя на радио и ТВ, интервью, различные статьи и заметки, связанные с его бизнесом, информация о конкурентах, всевозможная статистика и аналитика, даже его профили в социальных сетях… На основе этих материалов ведущий и редактор находят наиболее «горячие» темы для обсуждения, ищут области, в направлении которых любопытнее вести диалог. Все это проговаривается в финальном совещании по Skype между ведущим и редактором, во время которого для редакции формируется некий «психологический» портрет будущего эксперта и в общих чертах намечается ход предстоящей беседы. Редакция максимально погружается в проблематику и тенденции той сферы веб-бизнеса, в которой работает гость. Такая скрупулезность позволяет передаче быть интересной именно для специалистов и работников интернет-сферы. Их мы видим своей основной аудиторией.

В течение недели готовится еще один важный редакционный документ — верстка выпуска. В нем — структура, намеченные тезисы для беседы, вопросы слушателей, досье гостя и тексты новостей. Именно этот файл открыт у ведущего непосредственно во время записи.

Заключительный штрих подготовки — инструктаж и установочная беседа с гостем. Обычно это происходит за день-два до записи. Редактор (чаще при непосредственной помощи звукорежиссера) инструктирует гостя по всем техническим моментам (о них чуть ниже), а также знакомит его со структурой программы.

4. О звуке, софте и технических момента

Изначально редакция программы поставила перед собой задачу получить на выходе максимально качественный звук. А он, как известно, начинается с оборудования для записи. «Оборудование», впрочем, — это громко сказано: на самом деле, для записи больше всего подходит… более-менее качественная гарнитура.

На тот случай, если ничего подобного у гостя нет, у программы есть и редакционная USB-гарнитура Logitech. Иногда редактору проще передать ее лично гостю в руки. Правда, это по понятным причинам касается только гостей-москвичей.

Редакционная гарнитура Logitech Clear Chat PC

Что касается ПО. При удаленной записи через Skype не только падает качество звука и увеличивается количество помех, но и теряются столь важные для восприятия тембральные качества голоса. Поэтому гостю приходится записывать свою звуковую дорожку. Иначе на выходе получится неэмоциональная и нединамичная запись уровня телефонного разговора.

За год крайне здорово для записи зарекомендовала себя программа Audacity — легкий, бесплатный и быстрый редактор звука с простейшим интуитивным интерфейсом. Существуют версии для всех популярных платформ, что особенно важно: среди экспертов крайне часто попадаются пользователи Mac, а иногда даже и Linux. Во время технической беседы проводится тестовая запись.

Кстати, для гостя у нас есть и текстовое FAQ с подробным описанием всех технических моментов.

5. Запись

Окно программы Audacity

Запись производится с помощью Skype в режиме конференции, где кроме ведущего и гостя-эксперта присутствует звукорежиссер, который следит за звуком всех участников беседы, контролирует запись бэкапа и включает файлы с досье гостя и новостями недели. Каждая сторона пишет свою дорожку в упомянутой выше Audacity. Кстати, даже технические сбои в работе программы не очень опасны — разработчики заложили в нее механизмы минимизации потерь. Практически всегда удается достать звук из файлов проекта, а неоценимую помощь в восстановлении дорожки в этой ситуации оказывает Audacity Recovery Utility.

Резервная копия беседы делается программой MP3 Skype Recorder. В среднем запись беседы длится час-полтора, а в финальную версию подкаста попадает все, за исключением технических моментов, не относящихся к беседе. Из самой беседы не вырезается решительным образом ничего.

После окончания записи звукорежиссер отправляет резервную копию редактору программы (для составления шоу-ноутс), а также получает дорожки для монтажа от ведущего и эксперта. Дорожки приходят сжатыми либо в формате mp3 128 kbps, либо в формате ogg с настройками сжатия, которые предлагает Audacity по умолчанию. Этого вполне достаточно для получения качественного звука.

6. Постобработка и монтаж

Итак, гость сохраняет и передает файл со своей звуковой дорожкой звукорежиссеру. Теперь облик программы зависит от него. Он сводит дорожки, приводит их в порядок, накладывает эффекты, добавляет джинглы и заставки.

Окно редактирования Adobe Audition

Рунетология собирается в аудиоредакторе Adobe Audition 3, в котором есть все необходимое для работы: многодорожечный режим, инструменты для реставрации, обработки и мастеринга звука. Это самая длительная часть производства Рунетологии, которая может занимать от 4-х до 6-8 часов, в зависимости от качества дорожки гостя.

Самая распространенная трудность, которая встречается с дорожками экспертов, — это высокий уровень шума. Тут на помощь приходят встроенные в Audution фильтры и эквалайзеры. Звуковые дорожки тщательно чистятся от шума и посторонних звуков. Используется экспандер из набора эффектов Amplitude and Compression->Dynamics Processing. В общем случае в настройках экспандера Ratio 1:2, Threshold -40dB. Далее шумоподавление. Затем компрессия, Ratio от 2 до 5, Threshold определяется по среднему уровню аудио. В некоторых случаях используется Limiter и нормализуется звук. Наконец, добавляются заставки, джинглы, подложки, вставляются файлы с досье и новостями и сводятся дорожки.

7. Публикация

Из присланной гостем фотографии и логотипов компаний, где он работал, создается картинка для оформления программы, а на основе черновика редактор делает шоу-ноутс. Как это в итоге выглядит — вы видите на Podfm.ru в воскресный вечер. А только на следующее утро свежая «Рунетология» появляется на «Хабрахабре» и Facebook, анонсируется в Twitter и в блоге Максима Спиридонова. Все ссылки на опубликованные программы отправляются гостю, а тем временем начинается цикл подготовки нового выпуска программы — выстраивание коммуникации с гостем следующей недели. Как известно, show must go on.

Авторы текста — редактор аналитической программы «Рунетология» Александр Рай и звукорежиссер-монтажер Юрий Берингов

Вы можете послушать Рунетологию на PodFM.ru

В качестве послесловия.

Не удержусь от ложки дегтя в столь большую бочку меда — не все «разбойникам» пировать))).

Во-первых, как видно из этой статьи, один из «популярных подкастов рунета» на самом деле выходит обычным отложенным радио эфиром. Просто нету радиостанции, а в остальном... профессиональная работа команды)))Цитата: Рунетология мало чем отличается от серьезной радиопрограммы.

Во-вторых, а не губительно ли сказывается данный подход к подкастингу для него самого? Ведь не каждый из подкастеров может позволить себе содержать редакторов, дикторов, звукооператоров. А сделать одному такую работу... хватит у вас сил, дорогой коллега, после работы и дел домашних, заниматься таким шоу? Только честно. Цитата: Обычно подготовка к передаче занимает около 3-4 дней, а на запись и пост-обработку уходит еще 1-2 дня.

Ощущается какое-то лукавство.Хотя  статья, конечно, интересная, во многом полезная, но послевкусие, как говорится, осталось.

 

 

Похожие записи



Оставьте свой комментарий

Помните о правилах блога. Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.